Виктор Адамович
Главная медаль

(contemporary - возврат) Пит Мондриан

 

 

Пример из жизни: Что кроется за абстрактными картинами Пита Мондриана.

Пит Мондриан (1872 - 1944) – гуру неопластицизма, одного из направлений абстракционизма. Когда неискушённый зритель смотрит на его холсты, расчерченные  черными полосами и закрашенные локальным цветом прямоугольники, возникшими между линиями, то искренне удивляется и невольно задаётся вопросом – что…? Неужели человечество так глупо, а может быть меня просто дурят? Он может мысленно сплюнуть, подобно великому художнику Жоржу Браку, заявившему: «Плюнул- создал», и удовлетворённо пойти домой, даже не подозревая какие страсти кипели в художника.
А между тем, чего стоит только философская мсознанииысль о «двух базовых противоречий, формирующих нашу Землю и всё земное. Это горизонтальная силовая линия Земли вокруг Солнца и вертикальная силовая линия земли, имеющая своё начало в центре Солнца». Вдумайтесь только - если горизонтальную силовую линию ещё можно соотнести с орбитой земли, то вертикальную силовую линию земли, исходящую из солнца, ну никак не возможно себе представить. И ссылки на математическую структуру Вселенной тут не помогут, хоть математика и «слепа», но должен же быть какой-то предел.
На самом деле не всё так просто. В это время (в первую четверть 20 века) умами правила «Теория относительности» Эйнштейна. Геометрия Вселенной, от мировой линии пространства-времени до многомерности космоса, вызывала всеобщий интерес. Межгалактические образы и идеи толкали сознание художников к «универсальной гармонии» к «выражению чистой пластики».
Плоский холст, как двумерное галактическое пространство, позволял избавиться от ограничений традиционного трёхмерного восприятия, выпрямлял кривизну мировой линии и давал возможность отобразить вертикаль земли, возникающую на солнце. У Мондриана каждая линия, каждая  область холста имеет своё космологическое значение и рассматривалась им с позиций осознания тайн мироздания.
А если учесть, что он знал концептуальное произведение «Тайная доктрина» Елены Бловатской, великой провидицы и мистика 19 века, перед которой преклонялись Рерих и многие крупные умы Европы, то, есть все основания рассматривать картины Мондриана как европейские «мандалы» - магические диаграммы, своего рода «карты космоса и судьбы».

В наши дни наиболее полно абстрактные произведения Пита Мондриана характеризуют строки из древнеиндийского трактата «Ригведы», ставшие эпиграфом к первому тому «Космогинез» «Тайная доктрина» Е.П. Блавадской:
«Ничто не существовало: ни ясное Небо,
Ни величья свод, над Землею простертый.
Что же покрывало все? Что ограждало? Что скрывало?
Были ли то бездонные глубины вод?
Не было смерти и бессмертия не было.
Не было границ между днем и ночью.
Лишь Единый в своем дыхании без вздоха,
И ничто другое не имело бытия.
Царил Мрак и все было сокрыто изначала.
В глубинах Мрака - Океана бессветного,
Зародыш, скрытый в скорлупе,
Под жаром пламени в природу он развернулся.
..............................
Кто тайну познал? Кто ее повестил?
Откуда, откуда это творение многообразное?
Сами Боги были рождены позднее -
Кто знает, откуда величье создания?
ТО, откуда величие творения возникло?
Его ли Воля создала, или была безмолвна?
Великий Ясновидец в вершинах Неба,
Он знает, но, может быть, даже знает ли он?».

Вот такие страсти скрываются за чёрными линиями абстрактного художника Пита Мондриана.
Конечно, можно не дрогнув пройти мимо его картины, но это будет личная потеря, всё равно, как пнуть ногой камень на дороге, не подозревая, что в нём скрыт под тонким слоем невзрачной породы крупный самородок золота, подкинутый тебе судьбой.