Запрос:

 
Виктор Адамович
Главная медаль
ШАКТИ  

ШАКТИ
ШАКТИ (сила, возможность) - универсальная божественная энергия, активное женское начало бытия. В Ригведе ШАКТИ - безличная сила, присущая какому-либо божеству. В индуистской мифологии ШАКТИ, или Деви, - божественная супруга, чаще всего упоминается в связи с Шивой. В качестве супруги Шивы ШАКТИ выступает в двух обличьях; либо как благожелательная богиня (Парвати, Ума и др.), либо как жестокая и грозная (Кали, Дурга).
Второй аспект ШАКТИ, в котором она становится верховной Богиней, оказался плодотворным для формирования шактизма и тантризма в целом. Мифологически ШАКТИ в этом аспекте - энергичная воительница, рожденная из совокупной ярости богов, защитница мира от посягательств демонов.
Символическое толкование характеристик ШАКТИ смягчает их внешне отталкивающий характер (см. Кали). ШАКТИ в тантризме - вечны энергия высшего Бога, направленная на творение, сохранение или растворение мира. Это и та сила милосердия, которой Бог награждает верных ему. Когда отсутствует мироздание, ШАКТИ пребывает в нераздельном единстве с Шивой, иконографически это состояние изображается как тесное соединение божественной пары в любовном экстазе. Тогда в ШАКТИ мир пребывает как возможность. Реализуя творческий замысел Бога, ШАКТИ разворачивает из себя мир, вплоть до наиболее плотных его форм.
Однако благодаря ШАКТИ мир не теряет сущностной связи с первоисточником. ШАКТИ может представать как пракрити (материальная сила), как майя (сила множества и ограниченности) или как кундалини (сила творения и растворения). Весь мир предстает пронизанным всевозможными шакти, разной степени тонкости, и тантрист стремится овладеть этими энергиями с целью окончательного освобождения от мира В кришнаизме различается несколько видов ШАКТИ, все они подчинены воле Бога. Высшей ШАКТИ является Радха (см. Гаудия). Более активную роль Радха-Шакти играет в некоторых школах кришнаизма, испытавших на себе влияние тантризма (см. Сахаджия).

ШАКТИЗМ - направление индуизма, в основе которого лежит культ высшей Богини (Шакти), понятой в смысле универсальной энергии. Шактизм восходит к народным культам Богини-Матери, поэтому в нем много элементов, не относящихся к ведической религии.
Шактизм активно развивается в орбите индуизма примерно с середины I тыс. н. э., когда образы многочисленных местных богинь были сведены в единый образ Шакти и поняты как ее аспекты. Шактизм является самым главным движением индуистского тантризма (зачастую Шактизм и тантризм отождествляются), хотя он и не сводится исключительно к нему.
В реальности Шактизм почти неотделим от шиваизма Мировоззрение шактистов отражено в тантрах. Отношение к ведам в Шактизм двойственное: они признаются авторитетными, но лишь в той мере, в какой это соотносится с его установками. В Шактизм развито почитание женщины; каждая женщина считается воплощением самой Шакти. В Шактизм можно различить популярную сторону (поклонение Богине-Матери) и эзотерическо-философскую. Шактисты практикуют почитание женского органа плодородия (йони), чтение определенных мантр, принесение в жертву животных, сексуальное соединение, ритуальное употребление вина, мяса, рыбы. Большое значение имеют также техники созерцания образов Богини, мистических диаграмм (янтр и мандал).
Есть разные классификации школ и направлений Шактизма .
Среди наиболее известных классификация по объекту культа - почитание благожелательного образа Шакти (шривидья) и грозной богини (кула) - и по способу ритуальных практик: дакшина-чара, вамачара и мишрачара (смешение первой и второй). См. также Кали, Панчамакара, Пуджа, Тантрическая литература, Тара, Трипурасундари.

ШИВА

ШИВА (благой) - один из центральных богов индуизма. В триаде божественных властителей вселенной он выполняет функцию разрушителя мира. Образ ШИВЫ восходит к ведическому Рудре, богу грозных стихий. Первоначально ШИВА был эпитетом Рудры, впоследствии же стал самостоятельным божеством, вобрав в себя всю символику Рудры и древние аборигенные верования.
Образ ШИВЫ сложен и многогранен, над благожелательными его аспектами преобладают грозные. ШИВУ часто сопровождает страшная демоническая свита. Он гневлив, коварен, жесток, его боятся все боги и демоны. ШИВА - господин лекарственных трав, повелитель животных. Он выступает и в роли защитника, избавителя от зла: согласно мифу, разрушает город асуров (демонов) Трипуру, угрожавший благополучию богов. Также ШИВА - бог танца и музыки (Натараджа), своими священными плясками он сотрясает мир и уничтожает ересь.
ШИВА - владыка йогинон, вечно пребывающий на горе Кайласа, углубившись в созерцание. Супругой и ближайшей сподвижницей ШИВЫ является Парвати (см. Шакти), с которой он образует нераздельное целое. Иконографически это выражено в образе Ардханаришвари, одна половина которого - ШИВА, а вторая - его супруга. У ШИВЫ множество эпитетов, например Бхайрава (“ужасный”), Махешвара (“великий Бог”), Махакала (“великое время”) и другие.
Характерным признаком ШИВЫ является третий глаз, расположенный на лбу, - символ мудрости и победы над врагами. Атрибуты ШИВЫ - чаша для подаяния в виде черепа, трезубец, кобры в волосах, пепел на теле, ожерелье из черепов на груди. Ездовое животное ШИВЫ - бык Нанди. Сыновьями ШИВЫ традиция называет слоноголового бога мудрости Ганешу и бога войны Сканду. Для шиваитов-тантристов ШИВА - абсолютный Бог, который и творит, и охраняет, и разрушает мир с помощью своей энергии-Шакти. В шактизме ШИВА не способен к самостоятельным действиям. Кришнаиты понимают ШИВУ, наряду с Брахмой, как важнейшего “полубога”, могущественного владыку вселенной, хотя и подчиненного воле Кришны Его функция состоит в периодическом разрушении мироздания.

ШИВАИЗМ - направление индуизма, в котором в качестве абсолютного Бога почитается Шива Многие современные ученые и сами шиваиты прослеживают истоки Шиваизма до Протоиндийской цивилизации: на одной из обнаруженных печатей изображен бог, напоминающий Шиву.
Шиваизм имеет, с одной стороны, местное происхождение (у племен на востоке и северо-западе Индии), а с другой - происходит из культа ведического бога Рудры. С начала нашей эры Шиваизм получил большое развитие на юге страны, в Тамилнаде, где Шива прославляется в стихах поэтов-бхактов (наянаров). Главным оплотом Шиваизма по сей день остается юг Индии. Шиваизм родствен шактизму, и в практиках и идеях они имеют много схожих черт. Некоторые школы Шиваизма в реальности находятся на стыке Шиваизма и шактизма (например, капалика, агхора). На популярном уровне Шиваизма представляет собой форму почитания Бога-Отца.
С самого своего возникновения Шиваизм соперничает с вишнуизмом. Традиционно в Шиваизме выделяют шесть школ. Одна из самых ранних - пашупата с которой связаны капалика каламукха, позже агхора. Другие важные направления Шиваизма - шайва-сиддханта (букв. “система” шиваизма, развивается на юге Индии), натха, лингаята, трика и шайва-адвайта (недуальный шиваизм) Шрикантхи (Х1 в.). Корпус священных текстов Шиваизм состоит из 28 агам; кроме того, в каждой традиции Шиваизм имеются и собственные авторитетные сочинения. Характерным элементом шиваитского богослужения является поклонение лингаму, символу безличной универсальной жизненной силы.
Большую роль в Шиваизме играют практики йоги, аскетизм, магия, преданное служение (бхакти). Все формы постклассической йоги развивались именно в русле Шиваизма. Отличительная черта последователей Шиваизма - наносимая на лоб трипундра (три горизонтальные полосы с кружком посредине). В практике и в атрибутике Шиваизма используются также такие символы, как свастика, четки из рудракши (священное дерево Шиваизма), трезубец и другие.

КАЛИ

КАЛИ (черная) - индуистская богиня, супруга Шивы (Шакти в наиболее грозной своей ипостаси). По-видимому, поклонение КАЛИ восходит к культу яростной богини у племен. Уже в “Мундака- упанишаде” говорится о “черном” (кали) языке священного огня, наряду с шестью другими.
Согласно индуистской мифологии, она была порождена Дургой, высшей Богиней, по просьбе богов, не способных справится с натиском демонов. КАЛИ сумела одолеть демонов, поэтому ее еще называют Чамунда (от имени демонов - Чанда и Мунда). КАЛИ выглядит ужасающе; это обнаженная женщина с развевающимися волосами и оскаленным ртом, из которого стекает кровь, на ее лице три глаза, вокруг пояса - “юбка” из отрубленных человеческих рук, в своих руках она держит отрубленную голову. Ее супруг бездыханным лежит под ее ногами. Но все эти детали имеют символическое значение.
Согласно толкованиям тантрического мыслителя Кришнананды Агамавагиши (ХVI в.), распущенные волосы КАЛИ - символ безграничной свободы; тремя глазами она прозревает все времена; отрубленные руки символизируют исчезновение кармы, голова, которую она держит в руке, - это контроль над эгоизмом; ее танец на безжизненном теле Бога - это ее динамическая сила. В целом КАЛИ в тантризме понимается как разрушительная и в то же время спасающая энергия Бога, как символ смерти и всепоглощающего времени (от слова “кала” - время), которое возвращает мир к изначальной не двойственности Поклонение КАЛИ включает в себя приношение кровавых жертв (в древности в список жертв входили и люди).
В честь КАЛИ было создано немало мистических стихов, среди их авторов особенно известен Рампрасад Сен (ХVIII в.). Последователем культа КАЛИ был и известный мистик Рамакришна (ХIХ в.). На народном уровне КАЛИ - Богиня-Мать, в образе которой зловещие мотивы снижены или ликвидированы.

ТАНТРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТАНТРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - авторитетные тексты тантрических школ. По одной из традиционных классификаций Тантрическая литература делится на 28 агам шивизма, 108 самхит Вишнуизма(школа панчаратра), 64 тантры шактизма (в реальности тантр и самхит больше). Наиболее значимы среди них тантры, тексты магико-эзотерического содержания, авторство которых приписывается обычно Шиве. Тантры могут подразделяться на агамы (учение излагается от лица Шивы) и нигамы (от лица Шакти), или на астику (индуистские) и настику (неиндуистские). Тантры написаны в основном на санскрите, зачастую темным, намеренно загадочным языком, смысл которого непонятен без общения с гуру или без подробного письменного комментария.
По форме тантры обычно диалог между сакральными персонажами (в основном между Шивой и Шакти). Наиболее значительны среди тантр “Куларнава”, “Йогинихридая”, “Тантрараджа”, “Маханирвана” и др. Тантрическая литература разрабатывает, как правило, следующие темы: повседневное поклонение божествам, мантры, способы посвящения, формы йогической практики, магико-сексуальные ритуалы, достижение сверх способностей, внутренние центры энергии (чакры) и сила кундалини, правила поведения, мистические диаграммы (янтры и мандалы), восхваления божеств.
Тексты Тантрическая литература - это прежде всего руководство для духовной практики. В Тантрической литературе содержится также большое количество сведений из различных сфер индийской культуры - грамматики, астрономии, медицины, права, сакральной истории и т. д. Сохранившиеся рукописи датируются начиная с IХ в., но известно, что тексты составлялись уже в VII-VIII вв.

КУНДАЛИНИ

КУНДАЛИНИ(свернувшаяся кольцами) - в тантрической йоге тонкая духовная энергия (шакти), располагающаяся у основания позвоночника каждого живого существа на уровне тонкого тела. КУНДАЛИНИ символически изображается в виде свернувшейся в несколько витков змеи.
Считается, что у обычных людей эта энергия находится в “спящем”, т. е. неактивном состоянии. Пробудить ее - значит сделать шаг к обретению освобождения. Пробуждение КУНДАЛИНИ может произойти спонтанно, но в основном оно вызывается особыми практиками, например повторением мантр (см. Дхапа), пранаямой или сексуальными ритуалами (см. Панчамакара). Гуру также может оказать воздействие на КУНДАЛИНИ ученика. Пробудившись, КУНДАЛИНИ движется вверх по центральному энергетическому каналу (сушумна-нади), который находится внутри позвоночника, и активирует чакры.
Прохождение КУНДАЛИНИ по телу вызывает у человека необычные физиологические и психологические явления: непроизвольную дрожь в теле, спонтанные движения, вскрикивания, ощущения смены жара и холода и т. д., что иногда сопровождается видениями. Если КУНДАЛИНИ проходит все шесть чакр, то через макушку головы она выходит из тела практикующего, соединяясь в седьмой чакре с “миром Шивы”, что вызывает у йогина ощущение эйфорического восторга.
В тантризме КУНДАЛИНИ понимается также как творящее космическое начало. В этом случае она именуется Махакундалини, т. е. великая КУНДАЛИНИ, которая, сотворив мир (путем эманаций), “засыпает” у основания мировой горы (Меру) и пробуждается только в момент космического растворения. Совокупность практик, поднимающих КУНДАЛИНИ, составляет существо кундалини-йоги (или лая-йоги, т. е. йоги растворения, полной потери личности в океане все космического блаженства), одного из направлений постклассической йоги. В чистом виде кундалини-йога фактически не встречается, но переплетается с другими видами йоги, прежде всего с хатха- и мантра- йогой. См. также Сахаджа-йога, Сиддха-йога.

(Из книги С. В. Пахомов “ИНДУИЗМ ЙОГА, ТАНТРИЗМ, КРИШНАИЗМ”)



“Сомкни уста твои из опасения, чтобы не выдать; сожми мозг твой из опасения, чтобы что-либо не вырвалось из него и не проникло наружу...”

...Две Личности Девапи, расы Куру или Мару (Мору) из рода Икшваку, продолжают жить на протяжении Четырех Веков, обитая... Калапа (Шамбала). Они вернутся сюда вначале Века Крита (Века Чистоты)... (Катапа [Kalapa] находится в северной стороне Гималаев т.е. в Тибете.

(Илья Алексеевич Медков, погиб 1993г.). С. И. Тюляев (1898-1993): “ Во все века Великое Белое Братство, возглавляемое Шамбалой, присылало в мир вестников света, любви, мира и духовных исканий - источников и главных двигателей подлинного прогресса на Земле. А место, где духовный мир сочетается с материальным, является Великая Шамбала.
...“Иерархи света”, Знак из Шамбалы.


144 000 лет господствовала Великая Всемирная Федерация народов - Золотой век... Единственным местом, которое не затронул всемирный потоп, стал небольшой участок горных вершин. 9 000 лет назад попытались возродить Федерацию. На границе Афганистана, Тибета и Индии возникла таинственная страна Шамбала, страна махатм (“Великая душа”). Восемь снежных вершин, как лепестки лотоса, окружают ее... Великие вожди передали: “Географ пусть успокоится - мы занимаем на Земле свое место. Можно обыскать все ущелья, но непрошеный гость путь не найдет”.
Отыскать таинственную страну, завладеть секретными знаниями пытались правительства Англии, Франции, Германии, Китая.

Шамбалу разыскивали Рерих, Гитлер, Яков Григорьевич Блюмкин (убийца посла Мирбаха в 1918 г.). Барченко Александр Васильевич сотрудник Института мозга и высшей нервной деятельности: “В беседе с Аграновым в ноябре 1924 г. изложил теорию о существовании замкнутого научного коллектива в Центральной Азии и проект установления контактов с обладателями его тайн.” Нейроэнергетическая лаборатория размещалась в здании Московского энергетиче


СТАНСЫ

на главную



Hosted by uCoz